news@dnesnews.ru

» » Российские учёные раскрыли секрет технологии строительства ладожских храмов XII века

27 февраль 2023, Понедельник
119
0
 Неизвестные компоненты строительного раствора, используемого для возведения ладожских храмов XII века, удалось определить при помощи отечественной оптико-электронной полиполяризационной системы, утверждают учёные ИИМК РАН. Результаты исследования опубликованы в журнале «Археологические вести», передаёт «РИА Новости». Чтобы понимать, почему некоторые древнерусские крепости и церкви стоят по сегодняшний день, нужно знать, как они построены.

Рецептуру и особенности подготовки строительных растворов в домонгольском зодчестве начали активно изучать еще в конце 70‑х годов XX века в СССР, рассказали в Институте истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).

Уже тогда ученые сделали акцент на изучении Успенской (1114–1116 гг. основания), Климентовской (1153 г.), Никольской (1160 г.) и Георгиевской (1164 г.) церквей. Эти храмы – одни из древнейших на территории современной России. Но исследовательские возможности советских лабораторий не позволяли узнать все компоненты, используемые строителями, уточнили в ИИМК.

Несмотря на шведские набеги в XII веке и в период Смуты, некоторые постройки и сегодня сохранили древнейшие конструкции, рассказал настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет.

«Мы можем предположить, что архитектура древних монастырей предполагала и защитную функцию. Нельзя сказать в точности, но во время нападения шведов в начале XVII века монахи Никольской обители могли несколько дней держать оборону в монастыре. Сегодня не вполне ясно, как именно в XII веке при скромных технических возможностях и постоянной угрозе набегов зодчие возводили такие храмы», – продолжил он.

Поэтому ученые не один десяток лет ищут новые знания о технологических особенностях древнерусского зодчества. Однако исследовательская база ранее не позволяла получить данные обо всех компонентах и рецептуре строительных материалов XII века, рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологической технологии Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) Елена Медникова.

Получить уникальные знания о прошлом помогла оптико-электронная полиполяризационная система, разработанная российским инженером Вадимом Куликовым в начале 2000‑х годов.

ФОТО:
Обсудить