E-mail:

news@dnesnews.ru

» » Здесь душа становится тонкой. Как в Комаровке создавали монастырь Архангела Михаила

Здесь душа становится тонкой. Как в Комаровке создавали монастырь Архангела Михаила

27 ноябрь 2019, Среда
1 241
0
 История монастыря Архангела Михаила нетипична для постсоветского периода, так как в новой России вновь открывающиеся монастыри, как правило, возникали на базе старых, имевших свою историю, свои святыни, свои старинные (пусть даже разрушенные) строения, свою историческую территорию - короче говоря, свою летопись.
  Монастырь Архангела Михаила основан в епархии, в которой от прежнего церковного благолепия не осталось камня на камне. Период новейшей истории до неузнаваемости изменил облик «города церквей» - именно так назвала Симбирск проезжавшая по Волге из Казани в Астрахань императрица Екатерина II.
 
 Из истории монастыря
 
 Нынешний монастырь был основан в 1994 году на новом месте вокруг сельского приходского храма Архангела Михаила. Церковь в селе Комаровка Симбирской губернии «построена в 1919 г. тщанием киевской гражданки Марии Михайловны Исикорской, комаровского селянина Михаила Васильевича Сурина» и местных селян. В 1919 году 8 июня (по ст. стилю) сельское общество деревни Комаровка написало прошение архиепископу Тихону с просьбой помочь в облачении храма в связи с его открытием. При этом упоминается о том, что многие храмы уже закрываются. Небольшой, но очень изящный, устремленный в небо храм был закрыт в 1932 году. Неоднократно предпринимались попытки разрушить его полностью. Известны причины неудач лишь первой и последней попыток. Так, несчастный случай, повлекший жертвы среди работников, демонтировавших колокольню, приостановил работы по разрушению. А в 1960-е годы неудачная попытка взорвать стены динамитом стала последней в истории храма.
  По согласованию с патриархом
 
 В 1991 году, объезжая пределы епархии, епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл обратил внимание на стоявший несколько особняком от домов села Комаровка полуразрушенный остов храма. На его отделанных формованным кирпичом узорных стенах росли березы. Живописное местоположение напомнило епископу обитель в Пюхтицах (Пюхтинский Успенский женский монастырь), и он сказал: «Здесь будет основан женский монастырь».
 

 
 19 сентября 1994 года состоялось освящение храма во имя Архангела Михаила. А уже весной следующего года по согласованию с патриархом Алексием II для строительства монастыря и организации в нем монашеской жизни из Московской епархии были переведены насельницы Ново-Голутвина Свято-Троицкого женского монастыря г. Коломны инокиня Марина (Митропольская) и послушница Фотиния (Нецветаева), подвизавшиеся в Ново-Голутвине монастыре с 1990 года.
  Марину Георгиевну Митропольскую владыка Прокл знал ранее еще в качестве начальника управления по реставрации памятников истории и культуры Ульяновской области. До этого она преподавала архитектуру на строительном факультете Ульяновского политехнического института (ныне УлГТУ). Владыка назначил инокиню Марину настоятельницей и строительницей монастыря. С этого времени и началось активное возведение новой обители в честь архангела Михаила.
 
 И работа стала служением
 
 Дело созидания Михайло-Архангельского монастыря с. Комаровка легло на плечи будущей настоятельницы игуменьи Магдалины (Митропольской).
 
 Марина Митропольская вспоминает: «Дед по линии матери был врачом-экспертом. Москвич, он окончил Санкт-Петербургский медицинский институт и во время русско-японской войны был военным врачом на Дальневосточном фронте. Возвращаясь с фронта домой в Москву, дед проезжал Симбирск. И когда обе столицы переживали революционные потрясения, военный врач вспомнил о тихом провинциальном Симбирске. Полагая, что для семьи будет безопаснее пережить временные политические неустройства вдали от столичных бунтов и битв, он перевез родных в Симбирск. Я родилась уже там».
 
 Родители Марины были служащими: отец был начальником нефтебазы Ульяновского района, а мать работала сначала в Госбанке тайным советником 2-го ранга, а затем в совнархозе инженером-строителем. Однако семья Митропольских была глубоко верующей. Прадедушка и дядя по материнской линии были священнослужителями, а тетя - монахиней. В доме везде были иконы. Именно это обстоятельство служило причиной того, что во времена всеобщего богоборчества гостей они не принимали.
 
 В 1990 году, посетив Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, Марина настолько прониклась его историей, жизнью, что приняла решение остаться там.
 
 - Видимой или внешней причиной послужило то, что моя дочь решила избрать для себя путь монашества. Благодаря этому обстоятельству я ближе познакомилась с жизнью в монастыре, почувствовала красоту и высоту монашеского образа жизни и одновременно тщету того, что мы привыкли культивировать в качестве успешности жизни - комфорта, обеспеченности, карьеры... Кроме того, в Коломенском монастыре мои профессиональные навыки и опыт были очень востребованы, что тоже оказалось для меня немаловажным - моя любимая работа получила новое смысловое наполнение, стала не просто профессиональной деятельностью, а служением, - говорит матушка Магдалина.
  Монашеская семья
 
 Сначала мало кто верил в зарождение в селе Комаровка Ульяновской области монастырской жизни. В шутку монастырь даже называли Лаврой. Но, к счастью, были в то сложное время и те, кто верил и помогал обители чем мог.
 
 Первые два-три года было сложно с жильем. Монастырю были отданы старый деревянный и полуразвалившийся клуб, списанный под разборку, и бывший дом священника, чудом уцелевший на косогоре. Площадь вокруг храма продувалась ветрами и не имела ни деревца, ни кустика. У алтарной части в тени храма летним днем отдыхало деревенское стадо.
 
 Каждое утро матушка-строи­тельница садилась за руль уазика, чтобы ехать то для согласования проектов, то для оформления земли, то для покупки стройматериалов.
 
 Первый домик в монастыре был построен за 4 месяца на основе старого сруба - лишь бы можно было перезимовать. Сейчас на месте этого первого домика построен новый двухэтажный сестринский корпус, красивый и удобный.
 
 - За 25 лет было сделано немало: отстроен монастырский комплекс, реконструирован храм, устоялись многие не только монастырские, но и монашеские традиции. А самое главное - это, конечно, сестры. Коллектив, где люди живут вместе не 5 или 10, а 15, 20 и даже 25 лет, вполне можно назвать монашеской семьей. Я благодарю Бога за сестер, которых Он мне вверил. Они на сегодняшний день мои соратники в деле созидания монастыря, - признается в благодарности игуменья Магдалина.
 
 Зачем ездить в монастырь?
 
 При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе. В наши дни в монастырь часто приезжают паломники не только Ульяновской области, но и из других регионов. Они приобщаются к Богу, получают утешение и поддержку, оказывают помощь в посадке, прополке, сборе и заготовке овощных и ягодных культур.
 
 - В 2012 году я поехал в Михайло-Архангельский монастырь. Я человек абсолютно невоцерковленный, поехал из чистого любопытства, мне было интересно посмотреть, что такое монастырь изнутри, как живут паломники, как они молятся, как едят, как работают, - поделился своими воспоминаниями немолодой мужчина, представившийся как Илья из Новоульяновска. - Удивительно, но у меня остались очень хорошие и теплые воспоминания. Больше всего я боялся, что на меня будут косо смотреть, потому что я не знаю обрядов. Но я не почувствовал никакого напряжения по этому поводу. Я из вежливости вставал, когда все молились перед едой, крестился перед входом в храм. Монахини понимали, что я не знаю, как с ними здороваться, что делать, но не было сказано ни одного плохого слова по этому поводу…
 
 - Говорят, что в Комаровке слышимость хорошая. Все беседы твои, все просьбы Бог слышит лучше и становится ближе. И когда я возвращаюсь в город, мне этой духовной связи очень не хватает. Мне важно снова приезжать в Михайло-Архангельский монастырь, чтобы покаяться в грехах, помолиться и вернуться в город с новыми силами, - говорит многодетная мама Ольга Нерадовских. - Хотя после того, как приезжала в монастырь, долго не могла влиться в городской ритм, мне было тяжело. В обители в честь Архангела Михаила ты как будто расслабляешься и душа такой тонкой становится: любое воздействие на нее становится очень ощутимым.
 
  Надя Акулова Новости News Ульяновска 

Источник
ФОТО:
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Партнеры