E-mail:

news@dnesnews.ru

» » ПРАВОСЛАВНЫЕ ДЕТИ И РОК-КУЛЬТУРА

ПРАВОСЛАВНЫЕ ДЕТИ И РОК-КУЛЬТУРА

10 ноябрь 2018, Суббота
260
0

МОСКВА, 7 ноября. /ДНЕСЬ/. Всеволод Трифонов

Моему старшему сыну почти пятнадцать. И с некоторого времени мы испытываем многие трудности "страшного" и "ужасного" переходного возраста, когда ребенок по неведомой науке причине борется и с собой, и с ближними и дальними людьми, и с окружающим его миром. Все-то его раздражает, искушает и обижает... В это время особенно важно не утерять доверие ребенка. Важно, чтобы он с волнующими его вопросами и проблемами обращался не к сомнительным уличным или иным  авторитетам, а к родителям. 



Конечно, немаловажную роль в этом играют предыдущие отношения вплоть от его рождения.


Помню, как я переживал, пока мы его не крестили. Мы всегда возлагали упование на Бога. А потому и в вопросе взращивания и воспитания детей основное, если так можно выразиться,  делание поручали Промыслу Божию. Именно поэтому крестили его на восьмой день, чтобы за маленького человечка можно было молиться церковной молитвой.  На сороковой - воцерковили, после чего старались как можно чаще причащать. Стоит добавить, что крестный  у него - священник, а крестная  - инокиня Горницкого монастыря на Святой земле. 

И все-таки, несмотря на многие молитвы, участие в Таинствах, на его личный духовный опыт, нам не удалось избежать проблем переходного возраста. Пришло время, когда ребенок стал разрываться от внутренних противоречий. На мой взгляд, даже с обучением в общеобразовательной школе у нас все сложилось удачно. Он ходит в школу, которая раньше была православной гимназией, а после стала обычной ГБОУ СОШ. Но сохранился преподавательский состав. Многие родители продолжали водить своих православных чад в эту же школу, а затем отдали в нее их младших братьев и сестер. В нашей школе отмечают Рождество и Пасху. И не знают, что такое Хэллоуин. Таким образом, образовалась уникальная среда, в которой важную роль играют православные люди. К тому же, мы не ставили задачу полностью отделиться от окружающего мира. Но, с другой стороны, этот окружающий мир имеет на детей свое влияние. Например, сейчас мой православный ребенок увлекается рок-культурой. Как я должен к этому относиться? Одними запретами ничего не добьешься. И в нашей семье было решено постараться научить ребенка думать, анализировать, подходить к соблазнам и вызовам мира сего критически.

Перед нами с супругой на приходе, с которым мы связаны, было два ярких примера воспитания мальчиков, один, так сказать, отрицательный, другой - положительный. Две матери-одиночки воспитывали своих сыновей. Одна свое чадо всегда заставляла и понуждала. Заставляла молиться, исповедоваться, причащаться, посещать воскресную школу. Вообще любое доброе дело он привык делать из-под палки. Другая женщина старалась в первую очередь объяснить ребенку, почему необходимо поступить так или иначе. Результат, как говорится, налицо. В первом случае, как только мальчик вырос и вышел из-под материнского контроля, он сразу же перестал посещать Богослужение. Во втором случае юноша  закончил семинарию и сейчас несет послушание иподиакона у Святейшего Патриарха.

Так вот и мне видится, что, в первую очередь, необходимо научить ребенка думать и принимать правильное решение, а дальше он сам с Божией помощью найдет дорогу в жизни. Конечно, совсем без понуждения нельзя. Как известно, процесс воспитания зиждется на трех китах: понуждение, убеждение и личный пример. Главное, чтобы не было перекосов.

Да, он увлекается рок-музыкой. И я считаю, что это плохо. Судя по другим православным детям, невольно приходишь к выводу, что это еще и  неизбежно... Музыка имеет огромное влияние на личность, затрагивает тайные струны сердца и способна буквально гипнотизировать неутвержденные души. И все же кое-что можно придумать... С некоторого времени, почувствовав неизбежность этой проблемы, я стал объяснять сыну, что такое рок-культура.

В наше время любой человек может прийти в Церковь, воспринимать церковные Таинства, жить духовной жизнью. Никто не будет ему мешать. В связи с этим последнее время все больше ощущается привнесение в Церковь чуждых ей традиций и явлений. Например, многие современные православные люди не только увлекаются рок-музыкой, но и подводят под свое увлечение идеологическую основу, что, в сущности, является, не чем иным, как оправданием зла. Если человек слушает тяжелую музыку, то должен знать, что поступает нехорошо. И относиться к этому как к своей слабости, от которой необходимо избавляться. Не стоит забывать и основной постулат рок-культуры: «Секс, наркотики и рок-н-ролл»... Да и символика рок-культуры говорит сама за себя.

Начал я с того, что стал рассказывать сыну о судьбах общепризнанных мировых звезд. Думается, что их судьбы достаточно красноречивы. Например, поклонникам рок-музыки хорошо известен знаменитый американский рок-музыкант, гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс. В жилах этого легендарного музыканта текла кровь индейского племени чероков. В 1923 году он переехал из Америки в Англию и создал свою музыкальную группу. Первые же альбомы принесли ошеломительный успех. В 1967 году на фестивале в Монтрее (США) Хендрикса ожидал подлинный триумф. Но пресыщенность славой, потребность в острых ощущениях привели музыканта к употреблению наркотиков. Его концерты становились все более зрелищными и одновременно - разрушительными. Коронным номером Хендрикса был ритуал разбивания и сожжения гитары. Однако и это скоро наскучило звезде рока. "Не желаю больше разыгрывать клоуна",- говорил он друзьям.  В середине сентября 1967года подруга Джимми Хендрикса, пришедшая его навестить, нашла в номере отеля мертвое тело. На ночном столике белела короткая записка: "Жизнь - только миг, любовь - привет. С Богом!" При вскрытии врачи обнаружили в организме Хендрикса сверхдозу наркотических веществ.

Другой известный музыкант, основоположник рок-н-ролла, Элвис Пресли в конце жизни чрезвычайно злоупотреблял наркотиками. Только за последние два года он получил от своего врача 19 тысяч (!) доз различных наркотических веществ. В 1981 году биограф Пресли Альберт Голдман выпустил книгу, в которой утверждалось, что рок-музыкант умер из-за того, что по неосторожности принял слишком большую дозу транквилизаторов. 

Таких примеров достаточно много в интернете. А вот еще одна сторона рок-музыки: известный исследователь рок-н-ролла Жан-Поль Режембаль, писал, что сила рока заключается в прерывистых пульсациях, ритмах, вызывающих биопсихическую реакцию организма. Она может повлиять на функционирование различных органов тела. Например, может вызвать ускорение сердечного пульса, а также половое возбуждение.

Однако принято считать, что русский рок в корне отличается от западного разрушительного рок-н-ролла. Имеет свою культуру, основанную на нашем православном менталитете. А, следовательно, не несет в себе той разрушительной силы, которая заключена в западной рок-культуре. И даже имеет созидательное начало. Это все якобы дает право приобщаться к тяжелой музыке не только нейтральной молодежи, но даже и православным ее представителям, поскольку многие тексты отечественных исполнителей наполнены православным мироощущением. Но это не совсем так. Я говорил сыну:

- Ты же понимаешь, что русская рок-культура вторична. Все отечественные рок-звезды смотрят на запад. Там у них учителя и корни. Там у них образцы для подражания. Если спросить любого русскоязычного рок-музыканта о его музыкальных кумирах, он не назовет образцом для подражания, допустим, Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Гарика Сукачева или даже Бориса Гребенщикова. Он скажет:"Я считаю, что нам всем задали тон такие известные группы, как The Beatles, The Rolling Stones, Queen, Led Zeppelin, AC/DC и так далее, и тому подобное".

- Да, папа, ты прав. Но мне нравится рок...

Рэп и так называемую поп-музыку мы отсекли сразу как примитивную, а значит и недостойную внимания. А с роком все гораздо сложнее. Мы спорили, приходили к согласию, а иногда не могли согласиться. Но процесс анализирования шел. Надо отдать сыну должное: он оказался чутким слушателем. Большим подспорьем при диалоге с подросшим сыном было то, что когда-то, чтобы избежать пристрастия к компьютерным играм, мы приучили его читать. Подсовывали интересные книги, прививали вкус не только к литературной, но и к музыкальной классике. Теперь это сработало.

Безусловно, есть среди представителей рок-сообщества думающие, ищущие (в лучшем значении этого слова), порядочные люди. Есть и в самой культуре что-то положительное. Например,  у группы Воскресенье есть фраза: "...стань таким, каким ты не был, и останься тем, кем был..." Как можно было в советское время сказать о покаянии?! Только так.  Думаю, что и название группы не случайно. Конечно, сын мотал на ус подобные фразы. После объяснял товарищам по школе. Мне несколько удалось сместить его интерес от тяжелой музыки к лирическим композициям. У группы Воскресенье - это "Синяя птица", "Музыкант", у группы Крематорий - "Мусорный ветер", у Аквариума - "Под небом голубым" и "Серебро Господа моего" . Его увлекали, думаю, что увлекают и сейчас, некоторые композиции таких групп, как Алиса, Кино, из западных -  Pink Floyd и другие. Со временем из огромного количества доступной сейчас музыки он стал выискивать чем-либо замечательные произведения. Даже создал сообщество ВКонтакте, где со свойственным юности максимализмом утверждал, что подобные произведения могут создавать только талантливые и хорошие люди. Но как же тяжело отойти от увлечения брутальной тяжелой музыкой, и особенно это касается юношей...  До сих пор до конца этот путь не пройден. Так же, как и многие другие, он не избежал соблазна подвести идеологическую базу под те произведения, которые ему нравятся. Например, песню Кипелова "Я свободен" считал православной.


- Какая же она православная, - говорил я на это. -Когда он поет, что свободен от добра и зла. Православный человек не может быть свободен от добра.

Сын опять соглашался. Благодаря ему я  многое узнал о современной рок-музыке, поскольку ежедневно выслушивал лекциина эту тему. Это и понятно, ведь он увлечен. Я не могу его оттолкнуть. Я должен выслушать. Анализировать мы можем и вместе.

Кстати сказать, есть действительно принципиальное отличие русского рока от западного. Русский рок основан на слове, а западный на музыке. Порой в рок-композициях отечественных групп отражается не только наша действительность, но некоторая житейская мудрость. Например, простые слова Виктор Цоя: "Что ты скажешь, когда нужна будет крепость руки?!" - показывают ответственность человека за свое предназначение. То есть бывают моменты, когда слова не помогут, необходимо проявить характер, волю. Для мальчиков это особенно важно. Именно такие фразы давали нам с сыном точку соприкосновения, где мы могли услышать друг друга. У Цоя, вообще, многое наводит на размышления: "Между небом и землей - война"; "Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук, нам не нужно все это, чтобы друг друга понять..."; или "… две тысячи лет - война, война без особых причин. Война - дело молодых, лекарство против морщин. Красная, красная кровь - через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива и согрета лучами звезды по имени Солнце..."; "… есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой..." и так далее. Недаром лидер группы Кино до сих пор не только не забыт, не только знаком новому поколению, выросшему после его смерти, но и любим этим поколением. Этого ведь тоже не отнять. У ДДТ есть песни "Капитан Колесников" или "На небе вороны", у Алисы "Небо славян", "Мама" и прочие. Это тоже не отнять. В этих песнях есть правда, которая так привлекает молодежь, особенно в наше лживое время. Но не стоит обольщаться, это только исключения, подтверждающие правило. Русский рок  не является полезным для души. Это все тот же рок. Та же рок-тусовка, рок-среда... А чтобы лучше понять, в каком состоянии находится тусовка, называемая «русским роком» , можно просто послушать «Наше» радио. (Хотя я не советую заниматься этим делом православным людям…) Станет все ясно без комментариев. На несколько отвратительных композиций будет одна более или менее терпимая для слуха. А по сему вывод напрашивается сам собой: православным все-таки лучше не оправдывать свою слабость, а бороться с ней.  Понятие православие и рок-музыка или рок-культура не совместимы в принципе. Кроме того, подавляющее большинство отечественных рок-групп вовсе не считают себя православными и не являются таковыми. Образ жизни как западных, так и отечественных представителей рок-музыки далек от идеала. Он и не может быть другим. Он такой же, как сам рок, – пьяный, развратный и уколотый. Все это я и стараюсь донести до любимого чада. Надеюсь, что кое-что получается. Во всяком случае, он слушает и думает. В его душе происходит непрестанная борьба, работа, оценка ценностей. Пока, после мучительных поисков, он сам определил для себя границы дозволенного. Сейчас его внимание в основном занимают  рок-произведения, основанные на традициях классической музыки с элементами западнохристианских духовных мотивов. Такиекак Jeremy Soule - Through the Valleys, Position Music - Dragonflight, Immediate Music - Epicon, Hans Zimmer и прочееи прочее в этом стиле.  Однако процесс не остановился, пока мы находимся на этой стадии, посмотрим, что будет дальше... 


ФОТО:
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Партнеры