E-mail:

news@dnesnews.ru

» » СЕЛЬСКИЕ СВЯЩЕННИКИ. О ЧЕМ УМАЛЧИВАЕТ СТАТИСТИКА?

СЕЛЬСКИЕ СВЯЩЕННИКИ. О ЧЕМ УМАЛЧИВАЕТ СТАТИСТИКА?

10 ноябрь 2018, Суббота
337
0

МОСКВА, 7 ноября. /ДНЕСЬ/. Владимир Малышев

Всероссийский интернет-опрос портала Работа Mail.Ru показал, что 43% опрошенных россиян считают священников людьми хорошо зарабатывающими. Более того, 23% респондентов уверены, что быть священником очень прибыльно.

Примерно четверть опрошенных предполагают, что священники зарабатывают намного больше, чем простые граждане в среднем по стране. При этом каждый пятый (19%) опрошенный считает, что доходы священников неоправданно высокие.

Однако с выводами следует быть осторожнее. Вообще статистика — понятие расплывчатое. Если провести подобный опрос в сельской местности, результат будет совершенно другим. Нельзя утверждать и  то, что все московские иереи и протоиереи богачи, тем более говорить, что у них лёгкое служение. Так говорят только враги Церкви или те, кто не имеет понятия о духовной жизни.

Главная задача священника — это служение Богу и ближним. А для этого необходимо во многом забыть о себе или даже отречься от себя. Например, когда человек принимает монашеский постриг, он даёт обеты, один из которых  - нестяжания. Поэтому очень часто иеромонахи, которым их духовные чада помогают материально, используют эти средства на благоукрашение храмов или помощь неимущим. Об этом, кстати сказать, статистика умалчивает.

Знал я одного сельского батюшку протоиерея Александра… Сейчас его уже нет среди нас. Ему дали приход в ближайшем Подмосковье, где похоронены мои родственники. История обычная: разрушенный храм, пьющие деревенские мужики и ни копейки денег. Как говорится, под лежачий камень вода не течёт, и батюшка энергично взялся за восстановление не только храма, но и духовной жизни в деревне. 

Время от времени, приезжая в те места, я мог наблюдать изменения, которые происходили не только со зданием храма, но и в душах сельчан. Удивительно быстро батюшка стал самым авторитетным человеком в деревне. Честность и отзывчивость, внимание и забота всегда располагают человека на взаимность. Я удивлялся, как одна моя дальняя родственница изменила свою жизнь. Пожилая женщина с помощью духовника кропотливо наводила порядок в своей душе. Она и дочь убеждала поступать так же. Даже далёкие от веры люди приносили священнику иконы, припрятанные во времена лихолетья, зная, что образа будут использованы по назначению.

Конечно, не всё так просто. Как-то в приватном разговоре о. Александр рассказывал, что появились некоторые люди, предлагавшие ему сделку: они должны были переводить на счёт храма определённую сумму, а он, обналичив её, делать им, как сейчас говорят, откат. Это до глубины души возмутило священника. «Если вы хотите помочь храму, — ответил он, — спрячьте деньги где-нибудь внутри. Я наткнусь на них и обрадуюсь. А в подобные игры я не играю».

Поначалу батюшка восстанавливал храм в одиночку — и плотничал, и столярничал, и даже печку сложил. Потом кто-то из сердобольных офицеров прислал в помощь солдат. Батюшка кормил помощников. Вскоре Господь помог по-настоящему. Появились несколько молодых людей, которые так и заявили, что будут работать в храме во все свои выходные и отдавать на восстановление значительную часть зарплаты.

Теперь в этом приходе другой священник. Храм полностью восстановлен, на службах много молодёжи, священник остаётся первым лицом в деревне. Но и проблем хватает, одна из которых (это для статистики) — безденежье.

В Ивановской области рядом с той деревней, где я провожу часть своего отпуска, есть несколько храмов, относительно недавно переданных Русской Православной Церкви. В двух из них — огромных каменных соборах — служит о. Николай. Привести эти храмы в былое благолепие пока не представляется возможным. Только летом, благодаря отдыхающим, храмы незначительно заполняются народом. Зимой молятся только бабульки да полтора мужика. Был у о. Николая алтарник. Во время богослужения разжигал кадило, ходил на вход со свечой. Пока местные мужики во главе с бывшим уголовником не предупредили его: «Ты чё, поп? Чтобы больше тебя там не было». Теперь его не видно.

Но всё равно о. Николаю повезло с алтарниками больше, чем соседскому батюшке о. Сергию. У него — две девочки. Вместе с матушкой они поют и читают на службе, но в алтаре о. Сергию приходится справляться одному. Он тоже служит в двух храмах. Священников-то не хватает. Один дореволюционный храм, уже несколько восстановленный, поскольку меньше размером, чем у о. Николая, другой — молитвенный дом. Просто изба с крестом. Внутри алтарь, престол и всё для службы. Недавно у о. Николая случилось несчастье: обворовали храм. Ночью на грузовике вывезли много старинных икон. Теперь их вряд ли удастся вернуть. А на священническую зарплату  - наскрести даже на одну такую икону. Это я всё о статистике…

Однако сельские священники вовсе не оторваны от жизни, как это может показаться. Например, в деревнях чаще, чем в городах, священники противостоят пьянству. Они не только служат молебны с акафистами «Неупиваемой Чаше». Но буквально стараются вырвать несчастных из сетей этой страсти. А сколько священников, занимаясь предпринимательской деятельностью, восстанавливают и обеспечивают храмы на свои средства!.. Служить-то надо. Ведь на добровольные пожертвования сельчан обеспечить жизнедеятельность храма невозможно. Хорошо, если есть какой-нибудь состоятельный прихожанин.

Священники собирают вокруг себя молодёжь, чтобы помочь ей не заблудиться в нашей запутанной и опасной действительности. Священники — частые гости в больницах, реабилитационных и наркологических центрах, детских домах и домах престарелых. Они везде, где кому-то трудно. Это одна из сторон их служения, их жизни. Вот и получается, что не охватывает статистика таких мелочей, из которых складывается сельская, да и городская духовная действительность.

ФОТО:
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Партнеры