Митрополит Афанасий Лимасольский: «Знайте, братья: вы все в храме!»
– Геронда, почему Господь послал нам вирус и смерть?
– Господь сотворил мир прекрасным. Смерть, несчастья, страдания, нищета, болезни, бедствия, зло, происходящее в мире, пришли потом. Их создал не Господь. Их выбрали мы, люди, через отступление от Бога. Это все последствия падения человека, его злоупотребления своей свободой.
Человек разорвал связь с Богом. А Бог – наш Отец. Он есть Любовь. Мы, к сожалению, оставляем Бога и приносим в мир зло. И чем дальше мы своими греховными делами отдаляемся от благодати Божией, тем ближе подходим к врагу человеческому, диаволу. Как когда мы отдаляемся от света, то попадаем во тьму. Солнце есть, но если мы прячемся от него, нам становится темно и холодно. А выйдя на солнышко, согреваемся.
– Геронда, меня не оставляет помысел: в Греции храмы закрыли в Крестопоклонную Неделю. В пустых храмах читалось Евангелие о том, что тот, кто старается спасти свою жизнь, ее потеряет, а кто хочет ее потерять ради Христа, приобретет. Получается, наши слова и дела расходятся. Как во время Второго Пришествия мы встретим св. Кирика, св. Марину, св. Димитрия – тех, кто был разрублен на кусочки, сожжен, пролил кровь? Что скажем Богу: испугались вируса?
– Нужно понимать, что в Церкви не все имеют столь же глубокую веру. Есть и более слабые братья, они думают иначе. И мера Церкви – это не сильные, а немощные. Церковь употребляет икономию, снисхождение. У Церкви есть два способа, которыми она встречает разные ситуации: акривия и икономия. Я совершенно согласен с тем, что ты говоришь: это акривия. И тот, кто хочет следовать акривии в своей жизни, благословен и Богу угоден. Но Церковь снисходит к немощным братьям, к тем, кто чувствует, что должен соблюдать человеческие меры для своего спасения и сохранения.
Что сказал Господь наш Иисус Христос, когда диавол предложил Ему спрыгнуть с крыши храма? А диавол ведь имел благовидный предлог, он сказал: раз Ты Сын Божий, с Тобой ничего не будет, и это правда: с Ним бы ничего не случилось, так как Он Сын Божий. Христос ответил: «Не искушай Господа Бога своего» (Мф. 4, 5–7)!
Если ты почитаешь патерик, то найдешь много историй, когда даже святые подвижники применяли икономию смирения ради. Раз один авва встретил зверя и свернул на другую дорогу. Его спросили: «Ты что же, отче, испугался зверя, раз свернул на другую дорогу? Почему не дал ему тебя съесть, если это было попущено Богом?» Он ответил: «Я боюсь не зверя. Я боюсь гордости, эгоизма и не хочу искушать Бога».
И святой Афанасий Великий скрывался: он не сел на площади, не рассудил так, что если Господь хочет, чтобы меня схватили, пускай схватят. Он спрятался. Его спрятали монахи монастыря Святого Пахомия и не выдали искавшим его воинам. Отцы тоже поступили по-человечески. Мы похваляем акривию, но и человеческую немощь не осуждаем. И лучше рассудим так: проявим послушание, раз наши отцы, Предстоятели Православных Церквей, Синоды архиереев приняли такое решение. И послушание поможет нам и спасет нас.
– Вы учите нас исповедовать Христа ежедневно. Сейчас мы отрекаемся от Христа!
– Не будем повсюду видеть опасность отречения! Меры принимаются не против веры. Государство не призывает нас отречься от Христа. И, конечно, мы не отречемся, даже если нас станут убивать! Сейчас речь о другом: это попытка предотвратить распространение серьезной эпидемии. Эпидемия представляет опасность не для Церкви, а для членов Церкви. И мы проявляем послушание государству, которое призывает нас не отрекаться от веры, а воздержаться на время от посещения храмов. Вы видите, что все наши отцы заняли эту позицию: и Святая Гора, и Синайский монастырь, и Иерусалим, и Метеоры, и все монастыри Греции – все пошли на самоизоляцию, чтобы остановить эпидемию. Неужели мы выше наших пастырей? Будем иметь добрую обеспокоенность, но, прежде всего, послушание пастырям. Проявим смирение перед данностью и пойдем туда, куда идут все люди Церкви.
Это не против Христа. Это ради блага людей и во избежание реальной опасности. Существует болезнь, очень опасная и заразная. В Святом Евангелии от Иоанна мы читаем: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев» (Ин. 20, 19). И ученики, и святые апостолы в день Воскресения Христова собрались вместе из-за страха иудеев: они не выходили на улицу – боялись евреев. Они не говорили: пускай Бог нам поможет! Но со страхом и смирением оставались дома, не выходили, пребывали собранными вместе. И Христос пришел, их нашел, благословил и сказал: «Мир вам!» Явил им Себя.
Читать полностью