E-mail:

news@dnesnews.ru

» » В Москве презентовали сборник о воссоединении Киевской митрополии с Русской Церковью в XVII веке 

В Москве презентовали сборник о воссоединении Киевской митрополии с Русской Церковью в XVII веке 

18 сентябрь 2021, Суббота
220
0
16 сентября 2021 года в рамках конференции Синодальной библейско-богословской комиссии «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» в Храме Христа Спасителя в Москве состоялась презентация сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 гг. Исследования и документы», сообщает patriarchia.ru 
Издание сборника, подготовленного Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», стало историко-каноническим ответом на события, связанные с заявлением со стороны Константинопольского Патриархата об «отмене» синодального решения 1686 года относительно перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви и «признании автокефалии» раскольнического формирования «ПЦУ». 

В сборнике представлено 246 документов, из которых 200 никогда не публиковались. Все документы тщательно изучены и по мере необходимости снабжены научным комментарием, а где это требуется, и новыми переводами на современный русский язык. 

Как отметил в выступлении перед участниками мероприятия председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, представленное издание представляет собой наиболее полное собрание документов по истории воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году. 

«Этот коллективный труд объединен высокой идеей: на примере одной важной, но частной проблемы церковных и дипломатических взаимоотношений продемонстрировать единство Русской Церкви, а также духовное, цивилизационное и историческое единство народов Святой Руси в объективном свете документов и исторических фактов, — подчеркнул архипастырь. — Как Мцхета для Грузинской Церкви, а Печ — для Сербской, для Русской Церкви ее исторической колыбелью и первенствующей кафедрой был древний Киев. Его наши летописцы и духовные писатели с любовью называли "Матерью городов русских". Перемещение митрополичьей кафедры во Владимир, а потом в Москву в XIII-XIV веках было вызвано историческими потрясениями монгольского нашествия и разорением Киевской Руси. Но и во Владимире, и в Москве Предстоятели Русской Церкви помнили о своей исторической кафедре и сохраняли ее именование в своем титуле. Помнила об этом единстве и строго блюла его Святая Константинопольская Церковь, в юрисдикцию которой в те века еще входила Церковь Русская. Истории известны факты, когда Патриархи Константинопольские выступали против попыток удельных князей разделить Киевскую митрополию, защищали и утверждали ее границы как границы нераздельного целого, невзирая на перемены границ политических и образование новых государств». 

Митрополит Иларион указал на то, что временное разделение Русской Церкви в XV-XVII веках стало одним из печальных событий, связанных со сближением Константинопольского Патриархата с католиками, бесславной Флорентийской унией 1439 года и последовавшим вскоре за нею падением Константинополя. 

«Под влиянием Константинопольской Церкви и при активной поддержке Речи Посполитой православная иерархия на ее территории также перешла в унию с Римом, — напомнил председатель ОВЦС. — С этих пор положение Православия на территории Польско-Литовского государства стало неуклонно ухудшаться, а после заключения Брестской унии 1596 г. против православных в западнорусских землях были развернуты настоящие гонения. Преследование иерархов и духовенства, захваты и закрытие храмов, массовые случаи насилия и пыток, ущемление и поражение в правах православного населения — все это в драматичной, наглядной форме описывают исторические источники. Хотя ко времени установления османского владычества Константинопольские Патриархи и вернулись к Православию, но теснимые своими поработителями, ослабленные и лишенные государственной поддержки они уже не имели возможности воспрепятствовать гонениям или оказать своей страждущей пастве в Малой и Белой Руси существенную поддержку». 

Он напомнил, что в те страшные годы стремительно, всего лишь за несколько десятков лет нетерпимости и открытого насилия уния поглотила исторически православные земли Правобережья Днепра. 

«Крайне тяжелое положение Православия на Правобережье понудило Киевскую митрополию искать воссоединения с Московским Патриархатом, восстановления полноты Русской Церкви. Это воссоединение, свершившееся в 1686 году, не только спасло Православную Церковь в западнорусских землях от окончательного уничтожения, но и способствовало духовному, богословскому и образовательному расцвету единой Русской Церкви», — констатировал митрополит Волоколамский Иларион. 

Председатель ОВЦС обратил внимание слушателей на то, что акт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году был закреплен Синодальным решением Константинопольской Церкви и получил немедленное признание всех Поместных Православных Церквей.

«Разумеется, и в самой Константинопольской Церкви факт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви не подвергался сомнениям. Об этом свидетельствуют многочисленные подтверждения официальных документов и изданий XVIII-XIX веков», — подчеркнул он. 

«Корпус изданных нами документов лишний раз доказывает, что ни в переговорах русских дипломатов с Константинопольским Патриархатом по вопросу о передаче Киевской митрополии, ни в переписке со Священноначалием и политическим руководством Левобережья, ни в самих документах Константинополя, подтверждающих эту передачу, не было и речи о ее якобы временном или ограниченном характере, — констатировал митрополит Иларион. — Лишь в 2018 году, накануне своего незаконного вторжения на Украину, Константинополь предпринял попытку пересмотреть акт 1686 года и объявить его якобы временно, ввиду крайней необходимости, предоставленным разрешением Московскому Патриарху на рукоположение митрополитов Киевских. При этом современные исторические аргументы Фанара вызывают, по меньшей мере, недоумение». 

Представляемое общественности издание документов сильно своей исследовательской частью, отметил владыка Иларион.

«Публикуемые в нем глубокие самостоятельные исследования вносят весомый вклад в понимание контекста исторических событий и документов воссоединения Русской Церкви в 1686 году. Ведь недостаточно одной лишь публикации архивов, какой бы широкой она ни была. В бережном, внимательном и правдивом восстановлении их исторического контекста заключается работа настоящего ученого. В издании этой книги я вижу успех наших отечественных ученых, и рад их с этим успехом поздравить». 

Председатель ОВЦС уверен: сегодня все еще сохраняется возможность проведения свободной и объективной научно-исторической дискуссии, от которой в 2018 году Константинопольский Патриархат прямо и недвусмысленно отказался. 

«Мы с удовлетворением следим за откликами на наше издание в научной среде и за его критикой — пока, к сожалению, имеющей отрывочный, фрагментарный характер, — сказал митрополит Волоколамский Иларион. — Нам известно, что подобного рода издание — пусть даже менее фундаментальное и представительное — готовится при поддержке Константинопольской Патриархии. Я рад, что наше издание дало толчок дискуссии — какой бы пристрастной ни была реакция наших оппонентов — на важнейшую не только для истории Русской Церкви, но и для единства всего мирового Православия тему. Я твердо уверен, что у нашей отечественной науки — лучшие позиции и наибольший потенциал участия в этой дискуссии». 

ФОТО:
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Партнеры