«Нельзя быть христианином и одновременно поддерживать аборты". Комментарий священника
Церковь неоднократно высказывала принципиальную позицию в отношении абортов.
Патриарх Кирилл предлагал вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Участники движения «За жизнь!» собрали больше миллиона подписей в поддержку петиции за полный запрет абортов, но инициатива Церкви даже по частичному запрету абортов встречает сильное противодействие в светском обществе. Почему такое происходит? Об этом мы поговорили с клириком храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском, преподавателем Московской духовной академии иереем Ильёй Письменюком.
«Я много раз слышал о том, что Церковь не должна вмешиваться в эту тему, и что женщины, в том числе верующие, могут решать этот вопрос без нравственного давления со стороны Церкви, что душа и личность эмбриона появляются на третьей неделе, месяце, триместре беременности, но точка зрения Церкви кардинально отличается, и мы не можем молчать», — рассказал информационному агентству «ДНЕСЬ» отец Илья.
Священник считает, что для христианского мировоззрения вполне естественна забота Церкви о жизни человека с момента ее появления, а этим моментом является момент зачатия, хотя вопрос появления души и личности — гипотетический и на него невозможно дать фактического и научного ответа.
«Церковь говорит о личности с момента зачатия, так как это исключает возможность фатальной ошибки и греха. На доктринальном уровне мы не разделяем жизнь души и тела до смерти человека. Если по мнению некоторых, Церковь должна оправдывать аборты или оставлять вопрос нравственной ответственности на личное усмотрение женщины, тогда что мешает сделать тоже самое в отношении других грехов?! Прелюбодеяния, предательства, физического насилия?! Это абсурд. Для Церкви естественно предупреждать грех, говорить об ответственности за него и последствиях его совершения», — рассказал отец Илья.
В свою очередь, сторонники абортов, оправдывая убийство детей в утробе, говорят о потенциальном пороке у ребенка или угрозе жизни матери, но это, по словам священника, не те аргументы, которые стоит приводить в пример.
«Если беременность угрожает жизни женщины, решение должно быть за самой женщиной без осуждения со стороны других. В отношении возможного физического несовершенства ребенка, подобные обстоятельства иногда сравниваются с получением недугов уже при жизни человека: как мы не лишаем жизни инвалидов, так и болеющий в утробе ребенок имеет право на жизнь. Тем более, всегда существует вероятность врачебной ошибки, неправильной диагностики, а также возможность максимально способствовать выздоровлению ребенка, начиная с момента нахождения в утробе матери», — прокомментировал отец Илья Письменюк.
«Я заметил, что в дискуссиях на тему абортов у защитников появился популярный тренд: выставлять своих противников религиозными фанатиками и неадекватными людьми, сравнивать их с сектантами и протестантскими фундаменталистами. Мне кажется, что это манипулятивный и просто нечестный прием. Если не согласен с кем-то — так и скажи. Но не надо мешать все в одну кучу и придумывать клише для своих оппонентов», — добавил священник.
По словам отца Ильи, позиция Церкви по абортам, как и вопрос нравственной ответственности за их совершение, касается, в первую очередь, тех людей, которые считают себя верующими членами этой Церкви.
«Принадлежность к Церкви — вопрос личного выбора. Церковь никого не принуждает к членству в ней, имеет право свободно исповедовать свои убеждения и проповедовать их своим членам и обществу в целом. Будет ли принимать нецерковный человек мнение Церкви или нет — его свободный выбор».
«Но если человек крещен в православной вере, носит крестик и одновременно считает жизненной нормой совершение абортов или медицинское участие в их совершении, нужно понимать противоречие первого и второго. Нельзя быть христианином и противоречить Церкви в таком принципиальном моменте нравственной оценки жизненных поступков. Совершение подобных грехов, с точки зрения Церкви, требует глубокого и пожизненного покаяния, через которое только возможно примириться с Богом и получить прощение», — добавил священник.
По мнению отца Ильи, в абортах виноваты не только женщины и медики, но и мужчины, от которых забеременели женщины.
«Последние часто оказываются в тяжелом психологическом состоянии, под давлением физических отцов детей и других окружающих людей. Если отец ребенка не принимает мер для предотвращения аборта, бросает забеременевшую женщину или заранее отказывается от будущей ответственности за ребенка — он равный участник аборта и несет такие же нравственные последствия для своей души».
Проблема исключения абортов из ОМС также является заботой Церкви о гражданских правах верующих, которые не готовы спонсировать греховные поступки других людей.
«Святейший Патриарх имеет право говорить от имени религиозной конфессии, предстоятелем и лидером которой он является. Можно сказать, что в таком случае позиция Патриарха становится выражением одного из общественных мнений, которое должно учитываться государственной властью в процессе принятия законодательных решений. Все это нисколько не противоречит российскому законодательству», —подытожил отец Илья.
ФОТО:

«Я много раз слышал о том, что Церковь не должна вмешиваться в эту тему, и что женщины, в том числе верующие, могут решать этот вопрос без нравственного давления со стороны Церкви, что душа и личность эмбриона появляются на третьей неделе, месяце, триместре беременности, но точка зрения Церкви кардинально отличается, и мы не можем молчать», — рассказал информационному агентству «ДНЕСЬ» отец Илья.
Священник считает, что для христианского мировоззрения вполне естественна забота Церкви о жизни человека с момента ее появления, а этим моментом является момент зачатия, хотя вопрос появления души и личности — гипотетический и на него невозможно дать фактического и научного ответа.
«Церковь говорит о личности с момента зачатия, так как это исключает возможность фатальной ошибки и греха. На доктринальном уровне мы не разделяем жизнь души и тела до смерти человека. Если по мнению некоторых, Церковь должна оправдывать аборты или оставлять вопрос нравственной ответственности на личное усмотрение женщины, тогда что мешает сделать тоже самое в отношении других грехов?! Прелюбодеяния, предательства, физического насилия?! Это абсурд. Для Церкви естественно предупреждать грех, говорить об ответственности за него и последствиях его совершения», — рассказал отец Илья.
В свою очередь, сторонники абортов, оправдывая убийство детей в утробе, говорят о потенциальном пороке у ребенка или угрозе жизни матери, но это, по словам священника, не те аргументы, которые стоит приводить в пример.
«Если беременность угрожает жизни женщины, решение должно быть за самой женщиной без осуждения со стороны других. В отношении возможного физического несовершенства ребенка, подобные обстоятельства иногда сравниваются с получением недугов уже при жизни человека: как мы не лишаем жизни инвалидов, так и болеющий в утробе ребенок имеет право на жизнь. Тем более, всегда существует вероятность врачебной ошибки, неправильной диагностики, а также возможность максимально способствовать выздоровлению ребенка, начиная с момента нахождения в утробе матери», — прокомментировал отец Илья Письменюк.
«Я заметил, что в дискуссиях на тему абортов у защитников появился популярный тренд: выставлять своих противников религиозными фанатиками и неадекватными людьми, сравнивать их с сектантами и протестантскими фундаменталистами. Мне кажется, что это манипулятивный и просто нечестный прием. Если не согласен с кем-то — так и скажи. Но не надо мешать все в одну кучу и придумывать клише для своих оппонентов», — добавил священник.
По словам отца Ильи, позиция Церкви по абортам, как и вопрос нравственной ответственности за их совершение, касается, в первую очередь, тех людей, которые считают себя верующими членами этой Церкви.
«Принадлежность к Церкви — вопрос личного выбора. Церковь никого не принуждает к членству в ней, имеет право свободно исповедовать свои убеждения и проповедовать их своим членам и обществу в целом. Будет ли принимать нецерковный человек мнение Церкви или нет — его свободный выбор».
«Но если человек крещен в православной вере, носит крестик и одновременно считает жизненной нормой совершение абортов или медицинское участие в их совершении, нужно понимать противоречие первого и второго. Нельзя быть христианином и противоречить Церкви в таком принципиальном моменте нравственной оценки жизненных поступков. Совершение подобных грехов, с точки зрения Церкви, требует глубокого и пожизненного покаяния, через которое только возможно примириться с Богом и получить прощение», — добавил священник.
По мнению отца Ильи, в абортах виноваты не только женщины и медики, но и мужчины, от которых забеременели женщины.
«Последние часто оказываются в тяжелом психологическом состоянии, под давлением физических отцов детей и других окружающих людей. Если отец ребенка не принимает мер для предотвращения аборта, бросает забеременевшую женщину или заранее отказывается от будущей ответственности за ребенка — он равный участник аборта и несет такие же нравственные последствия для своей души».
Проблема исключения абортов из ОМС также является заботой Церкви о гражданских правах верующих, которые не готовы спонсировать греховные поступки других людей.
«Святейший Патриарх имеет право говорить от имени религиозной конфессии, предстоятелем и лидером которой он является. Можно сказать, что в таком случае позиция Патриарха становится выражением одного из общественных мнений, которое должно учитываться государственной властью в процессе принятия законодательных решений. Все это нисколько не противоречит российскому законодательству», —подытожил отец Илья.
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)